Экспериментальный проект «Апробация
модели формирования у учащейся молодежи трудовой культуры»
Консультант
проекта: Санкевич
Мария Александровна, начальник отдела центра
научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО.
Цель
экспериментального проекта: разработка
эффективного научно-методического обеспечения по формированию
трудовой культуры учащихся по профессии «Швея».
Задачи проекта:
анализ
научно-теоретических исследований, образовательного стандарта,
определение трудовых
компетенций по специальности «Швея», реализуемой в лицее;
создание
организационно-педагогических условий для формирования
трудовых компетенций
учащихся;
подбор и апробация
диагностического инструментария для изучения процесса
формирования трудовой культуры учащихся;
определение уровней
сформированности трудовых
компетенций учащихся;
разработка
научно-методического обеспечения формирования трудовых
компетенций учащихся;
оценка эффективности экспериментального проекта;
рекомендации по внедрению результатов экспериментального проекта
в практику работы учреждений профессионального образования.
Модель
экспериментальной деятельности

Описание
структуры и содержания апробируемой учреждением образования «Могилевский
государственный колледж сферы обслуживания»
экспериментальной модели в 2022/2023
учебном году
Модель
формирования трудовой культуры у учащейся молодежи состоит из
шести модулей: «Потенциал», «Интерес», «Условия», «Ситуация
успеха», «Мотивация к деятельности», «Становление», которые
формируют основной результат работы «Трудовая культура». План по
реализации модели в 2022/2023 учебном году включает основные
направления работы: трудовое воспитание в процессе обучения,
трудовое воспитание во внеурочной, воспитательной работе; работа
педагогов по успешному освоению профессии
«Швея» учащимися лицея; работа СППС лицея по профессиональному
становлению личности учащихся.
Модуль «ПОТЕНЦИАЛ»
В лицее ведется планирование всей работы таким образом,
чтобы труд учащихся был посильным, интересным,
профессионально-направленным, соответствовал возрастным
особенностям (второй курс обучения экспериментальной группы 2
ШП). Проводится
диагностика индивидуальных
способностей и потребностей, способствующих профессиональному
становлению учащихся, социализации личности в трудовой
деятельности (оценка взаимоотношений в учебной группе,
коллектива учебной группы).
Полученная
аналитическая информация используется в качестве основы для
планирования воспитательной работы, формирования интереса и
создания условий для приобщения к трудовой деятельности каждого
учащегося.
Модули «ИНТЕРЕС», «УСЛОВИЯ»
Учащимся трудно понять смысл и содержание своей будущей
профессии, трудовой деятельности в рамках этой профессии. На
втором курсе обучения могут возникнуть вопросы, колебания,
неуверенность в себе. Поэтому продолжается кропотливый труд
педагога-психолога, мастеров производственного обучения,
преподавателей, куратора учебной группы. Система работы
строится с учетом интересов учащихся, планирование и реализация
деятельности осуществляется с их непосредственным участием.
На
основании интересов, способностей и творческого потенциала
учащихся формируется модуль
«Условия».
Модуль
«Условия» реализуется через комплекс мероприятий под
названием «Лицей – путь к успешному будущему», который включает
в себя различные направления работы.
Организация и проведение
мероприятий:
открытые уроки по учебному
предмету «Производственное обучение» (нестандартные уроки,
требующие у учащихся особой подготовки, эффективны в применении
новых знаний на практике, повышения интереса к профессии);
внеурочные мероприятия
профессиональной направленности («Мода приходит, стиль остается»;
блицтурнир «Зигзаг удачи»);
предметно-тематические
недели (неделя «Технология производства швейных изделий»);
воспитательные
мероприятия: акции, информационные кураторские часы, которые
включают трудовую тематику (ознакомление учащихся с
законодательными актами, нормативными документами, касающимися
процесса труда), организация досуга учащихся с привлечением к
трудовой деятельности.
просветительская
деятельность: тематические книжные выставки, встречи с
интересными людьми. Дни открытых дверей.
Объединение по
интересам профессиональной направленности
«Театр миниатюр» (мини-спектакль «Снимается
кино»).
Модуль «СИТУАЦИЯ УСПЕХА»
Воспитание «человека труда» происходит через успех.
Важным условием формирования личности подростка в
деятельности педагогического коллектива является создание
ситуации успеха каждому учащемуся. Данный модуль реализуется
через организацию
деятельности волонтерского отряда «Доброе дело», трудового
десанта, воспитательных мероприятий, акций и др.
Модуль «МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и
внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой
деятельности и придающих этой деятельности направленность,
ориентированную на достижение определенных целей.
Создание для учащихся ситуации успеха способствует формированию
у подростков самоуважения, пониманию своих способностей,
возможностей, что становится мотивацией для их дальнейшего
развития. На этом этапе создаются условия для формирования
высоких социальных мотивов трудовой деятельности, развития
познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом
труде, стремление применять знания на практике, воспитание
моральных качеств (организация
работы учащихся в учебных мастерских по выпуску полезной
продукции и реализации через мастерскую-магазин).
Сформирована система
оценки достижений учащихся освещение деятельности учащихся на
сайте лицея, линейки, собрания, дипломы, грамоты, памятные
подарки, благодарственные письма.
Модуль «СТАНОВЛЕНИЕ»
На
данном этапе подросток мотивирован на достижение цели и
совершенствование своих личностных и профессиональных качеств.
При этом очень важно педагогическое сопровождение:
индивидуально-личностный подход, проектирование траектории
достижения целей.
Проведение коррекции:
тренинги личностного и профессионального роста, делового общения;
лекторий для учащихся; мониторинг «Отношение к труду».
Модуль «ТРУДОВАЯ КУЛЬТУРА»
Трудовая культура
интегрирует в себе результаты трудового воспитания учащихся,
включающие усвоение всей совокупности знаний, осознание
общественной значимости труда, готовность трудиться по своей
специальности, формирование творческих способностей и
потребности в труде, развитие коллективистских форм поведения,
общения, навыков и умений профессиональной деятельности,
освоение трудового и профессионального опыта, развитие
способности к трудовому самовоспитанию и профессиональному
самосовершенствованию.
Трудовое воспитание
учащихся направлено на формирование трудовой культуры рабочего,
обладающего такой широтой знаний, таким уровнем развития
умственных, физических, духовных и социальных способностей,
которые позволят ему осуществлять мобильное профессиональное
самовыражение. На данном этапе определяется уровень трудовой
культуры учащихся через мониторинг и анализ полученных
результатов.
Сроки проведения
экспериментальной деятельности: 2020 –
2023 г.г.
Участники
экспериментальной деятельности:
руководитель
экспериментальной площадки – директор учреждения образования «Могилевский
государственный профессиональный лицей №1»;
заместитель директора по
учебно - воспитательной работе;
методист учреждения
образования;
педагог-организатор;
заведующий отделением;
педагог-психолог;
преподаватели учебных предметов
профессионального компонента;
мастера производственного
обучения;
учащиеся 1 – 3 курсов (специальность:
3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий»,
квалификация: 3-50 01 55 – 59 «Швея»).
Результаты
экспериментальной деятельности за 2021/2022 учебный год
2021/2022 учебный год стал
вторым учебным годом реализации экспериментального проекта «Апробация
модели формирования у учащейся молодежи трудовой культуры».
Подведены промежуточные итоги экспериментальной деятельности. В
результате проведения методической работы и самообразовательной
деятельности педагогов сформирован банк нормативной, научной,
методической литературы. Проведен анализ образовательного
стандарта по специальности: 3-50 01 55 «Технология производства
швейных изделий» с определением трудовых компетенций учащихся;
анализ научно-теоретических исследований и современных
научно-педагогических подходов к формированию профессиональных
компетенций учащихся.
Разработаны
диагностические материалы для психолого-педагогического
тестирования, анкетирования учащихся с целью выявления уровня
базовых компетенций, как основы трудовой деятельности. По итогам
2021/2022 учебного года проведена диагностика учащихся 1 курса
группы 1ШП. Результаты диагностики учащихся являются частью
психолого-педагогического просвещения педагогов при формировании
базовых компетенций и навыков трудовой культуры учащихся,
эффективного построения взаимоотношений педагогов и учащихся.
С целью обеспечения условий для развития
предметно-методических компетенций педагогов, совершенствования
методики
преподавания учебных предметов через внедрение образовательных
технологий организована работа по самообразованию педагогов с
определением технологий для самостоятельного изучения.
Проведена работа по распространению эффективного опыта: методист
лицея приняла участие в VI Международной научно-практической
конференции «Современное образование: мировые тенденции и
региональные аспекты» с докладом «Экспериментальная и
инновационная работа в учреждении образования»
(27.11.2021).Члены творческой группы приняли участие в областном
учебно-методическом объединении мастеров производственного
обучения (23.12.2021), мастером п/о Венберг Л.Р. был дан
открытый урок по теме «Выполнение краевых машинных швов».
В соответствии с действующими нормативными и
распорядительными документами со стороны администрации лицея
были обеспечены все условия.
Анализ работы
учащихся в рамках мероприятий эксперимента показал, что учащиеся
при выборе специальности в большей степени ориентируются на
престиж специальности, имидж учреждения образования, зачастую не
имея представления об условиях труда и специфике специальности;
у учащихся не сформирована культура труда, что подтверждается
результатами
диагностики базовых компетенций учащихся в рамках формирования
компонентов культуры труда.
Участие в
экспериментальном проекте содействует
профессиональному развитию педагогов, формированию способности
организовывать, реализовывать и преобразовывать профессиональную
деятельность в условиях эксперимента.
Перечень разработанных
материалов, публикаций:
1. Методическая
разработка воспитательного мероприятия «Мир профессии швея»,
мастер п/о Лукашева Н.А.
2. Методическая
разработка внеучебного мероприятия
профессиональной направленности
«Мода из комода», мастер п/о Жарикова А.М.
3. Методическая
разработка учебного занятия по учебному предмету «Производственное
обучение» по теме «Выполнение соединительных машинных швов»;
методическая разработка
учебного занятия «Выполнение краевых машинных швов», мастера п/о
Венберг Л.Р., Шкутова А.Г.
4. Комплекс
методических материалов недели «Технология производства
швейных изделий». План воспитательного
мероприятия «Интеллектуальная
игра «Эрудит»; план внеучебного мероприятия «Профориентационная
игра «Профи-Бум»; профориентационный буклет «Зову в
профессию «Швея».
5. Комплекс занятий
с элементами Арт-терапии, занятия с элементами тренингов «Мое
будущее», «Я и моя вселенная».
6. Программа
объединения по интересам профессионально-трудовой направленности
«Театр миниатюр».
Публикации: «Вестник
Могилева» № 2 от 13.01.2022 года рубрика «Культура труда»,
статья «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!».
|