Могилевский государственный колледж сферы обслуживания

 

Главная >> Экспериментальная (инновационная) деятельность

 

 

Экспериментальная (инновационная) деятельность

 

Экспериментальный проект «Апробация модели формирования у учащейся молодежи трудовой культуры»

Консультант проекта: Санкевич Мария Александровна, начальник отдела центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО.

Цель экспериментального проекта: разработка эффективного научно-методического обеспечения по формированию трудовой культуры учащихся  по профессии «Швея».

Задачи проекта:

анализ научно-теоретических исследований, образовательного стандарта, определение  трудовых компетенций по специальности «Швея», реализуемой в лицее;

создание организационно-педагогических условий для формирования   трудовых компетенций учащихся;

подбор и апробация диагностического инструментария для изучения процесса формирования трудовой культуры учащихся;

определение уровней сформированности трудовых компетенций учащихся;

разработка научно-методического обеспечения формирования трудовых компетенций учащихся;

         оценка эффективности экспериментального проекта;

       рекомендации по внедрению результатов экспериментального проекта в практику работы учреждений профессионального образования.

Модель экспериментальной деятельности

 

Описание структуры и содержания апробируемой учреждением образования «Могилевский государственный колледж сферы обслуживания» экспериментальной модели в 2022/2023 учебном году

 Модель формирования трудовой культуры у учащейся молодежи  состоит из шести модулей: «Потенциал», «Интерес», «Условия», «Ситуация успеха», «Мотивация к деятельности», «Становление», которые формируют основной результат работы «Трудовая культура». План по реализации модели в 2022/2023 учебном году включает основные направления работы: трудовое воспитание в процессе обучения, трудовое воспитание во внеурочной, воспитательной работе; работа педагогов по успешному освоению профессии «Швея» учащимися лицея; работа СППС лицея по профессиональному становлению личности учащихся.

 

Модуль «ПОТЕНЦИАЛ»

         В лицее ведется планирование всей работы таким образом, чтобы труд учащихся был посильным, интересным, профессионально-направленным, соответствовал возрастным особенностям (второй курс обучения  экспериментальной группы 2 ШП).  Проводится диагностика индивидуальных способностей и потребностей, способствующих профессиональному становлению учащихся, социализации личности в трудовой деятельности (оценка взаимоотношений в учебной группе, коллектива учебной группы).  

 Полученная аналитическая информация используется в качестве основы для планирования воспитательной работы, формирования интереса и создания условий для приобщения к трудовой деятельности каждого учащегося.

 

Модули «ИНТЕРЕС», «УСЛОВИЯ»

Учащимся трудно понять смысл и содержание своей будущей профессии, трудовой деятельности в рамках этой профессии. На втором курсе обучения могут возникнуть вопросы, колебания, неуверенность в себе. Поэтому продолжается кропотливый труд педагога-психолога, мастеров производственного обучения, преподавателей, куратора  учебной группы.   Система работы строится с учетом интересов учащихся, планирование и реализация деятельности осуществляется с их непосредственным участием.

На основании интересов, способностей и творческого потенциала учащихся формируется  модуль «Условия».

Модуль «Условия» реализуется через  комплекс мероприятий под названием «Лицей – путь к успешному будущему», который включает в себя различные направления работы.  

Организация и проведение мероприятий:

открытые уроки по учебному предмету «Производственное обучение» (нестандартные уроки, требующие у учащихся особой подготовки, эффективны в применении новых знаний на практике, повышения интереса к профессии);

  внеурочные мероприятия профессиональной направленности («Мода приходит, стиль остается»; блицтурнир «Зигзаг удачи»);

  предметно-тематические недели (неделя «Технология производства швейных изделий»);

               воспитательные мероприятия: акции, информационные кураторские часы, которые включают трудовую тематику (ознакомление учащихся с законодательными актами, нормативными документами, касающимися процесса труда), организация досуга учащихся с привлечением к трудовой деятельности.

               просветительская деятельность: тематические книжные выставки, встречи с интересными людьми. Дни открытых дверей. 

  Объединение по интересам профессиональной направленности «Театр миниатюр» (мини-спектакль «Снимается кино»).

 

Модуль «СИТУАЦИЯ УСПЕХА»

         Воспитание «человека труда» происходит через успех.

Важным условием формирования личности подростка в деятельности педагогического коллектива является создание ситуации успеха каждому учащемуся. Данный модуль реализуется через организацию деятельности волонтерского отряда «Доброе дело», трудового десанта, воспитательных мероприятий, акций и др.

     

Модуль «МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Создание для учащихся ситуации успеха способствует формированию у подростков самоуважения, пониманию своих способностей, возможностей, что становится мотивацией для их дальнейшего развития. На этом этапе  создаются  условия для формирования высоких социальных мотивов трудовой деятельности, развития познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике, воспитание моральных качеств (организация работы учащихся в учебных мастерских по выпуску полезной продукции и реализации через мастерскую-магазин).

Сформирована система оценки достижений учащихся освещение деятельности учащихся на сайте лицея, линейки, собрания, дипломы, грамоты, памятные подарки, благодарственные письма.

 

Модуль «СТАНОВЛЕНИЕ»

На данном этапе подросток мотивирован на достижение цели и совершенствование своих личностных и профессиональных качеств. При этом очень важно педагогическое сопровождение: индивидуально-личностный подход, проектирование траектории достижения целей.

Проведение коррекции: тренинги личностного и профессионального роста, делового общения; лекторий для учащихся; мониторинг «Отношение к труду».

 

Модуль «ТРУДОВАЯ КУЛЬТУРА»

Трудовая культура интегрирует в себе результаты трудового воспитания учащихся, включающие усвоение всей совокупности знаний, осознание общественной значимости труда, готовность трудиться по своей специальности, формирование творческих способностей и потребности в труде, развитие коллективистских форм поведения, общения, навыков и умений профессиональной деятельности, освоение трудового и профессионального опыта, развитие способности к трудовому самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию.

Трудовое воспитание учащихся направлено на формирование  трудовой культуры  рабочего, обладающего такой широтой знаний, таким уровнем развития умственных, физических, духовных и социальных способностей, которые позволят ему осуществлять мобильное профессиональное самовыражение. На данном этапе определяется уровень трудовой культуры учащихся через мониторинг и анализ полученных результатов.

 

Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2020 – 2023 г.г.

 

Участники экспериментальной деятельности:

руководитель экспериментальной площадки – директор учреждения образования «Могилевский государственный  профессиональный лицей №1»;

заместитель директора  по  учебно - воспитательной работе;

методист учреждения образования;

педагог-организатор;

заведующий отделением;

педагог-психолог;

преподаватели учебных  предметов профессионального компонента;

мастера производственного обучения;  

учащиеся 1 – 3 курсов (специальность: 3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий», квалификация: 3-50 01 55 – 59 «Швея»).

 

 Результаты экспериментальной деятельности за 2021/2022 учебный год

2021/2022 учебный год стал вторым учебным годом реализации экспериментального проекта «Апробация модели формирования у учащейся молодежи трудовой культуры». Подведены промежуточные итоги экспериментальной деятельности. В результате проведения методической работы и самообразовательной деятельности педагогов сформирован банк нормативной, научной, методической литературы. Проведен анализ образовательного стандарта по специальности: 3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий» с определением  трудовых компетенций учащихся; анализ научно-теоретических исследований и современных научно-педагогических подходов к формированию профессиональных компетенций учащихся.

Разработаны диагностические материалы для психолого-педагогического тестирования, анкетирования учащихся с целью выявления уровня базовых компетенций, как основы трудовой деятельности. По итогам 2021/2022 учебного года проведена диагностика учащихся 1 курса группы 1ШП. Результаты диагностики учащихся являются частью психолого-педагогического просвещения педагогов при формировании базовых компетенций и навыков трудовой культуры учащихся, эффективного построения взаимоотношений педагогов и учащихся.  

      С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций педагогов, совершенствования методики преподавания учебных предметов через внедрение образовательных технологий организована работа по самообразованию педагогов с определением технологий для самостоятельного изучения. Проведена работа по распространению эффективного опыта: методист лицея приняла участие в VI Международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» с докладом «Экспериментальная и инновационная работа в учреждении образования» (27.11.2021).Члены творческой группы приняли участие в областном учебно-методическом объединении мастеров производственного обучения (23.12.2021), мастером п/о Венберг Л.Р. был дан открытый урок по теме «Выполнение краевых машинных швов».

    В соответствии с действующими нормативными и распорядительными документами со стороны администрации лицея были обеспечены все условия.

Анализ работы учащихся в рамках мероприятий эксперимента показал, что учащиеся при выборе специальности в большей степени ориентируются на престиж специальности, имидж учреждения образования, зачастую не имея представления об условиях труда и специфике специальности; у учащихся не сформирована культура труда, что подтверждается результатами диагностики базовых компетенций учащихся в рамках формирования компонентов культуры труда.

   Участие в экспериментальном проекте содействует профессиональному развитию педагогов, формированию способности организовывать, реализовывать и преобразовывать профессиональную деятельность в условиях эксперимента.

 

Перечень разработанных материалов, публикаций:

1. Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мир профессии швея», мастер п/о Лукашева Н.А.  

2. Методическая разработка внеучебного мероприятия профессиональной направленности «Мода из комода», мастер п/о Жарикова А.М.  

3. Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету «Производственное обучение» по теме «Выполнение соединительных машинных швов»; методическая разработка учебного занятия «Выполнение краевых машинных швов», мастера п/о Венберг Л.Р., Шкутова А.Г.  

4. Комплекс методических материалов  недели  «Технология производства швейных изделий». План  воспитательного мероприятия «Интеллектуальная игра «Эрудит»; план внеучебного мероприятия «Профориентационная игра «Профи-Бум»; профориентационный буклет «Зову в профессию «Швея».

5. Комплекс занятий с элементами Арт-терапии, занятия с элементами тренингов «Мое будущее», «Я и моя вселенная».

6. Программа объединения по интересам профессионально-трудовой направленности «Театр миниатюр».

Публикации: «Вестник Могилева» № 2 от 13.01.2022 года рубрика «Культура труда», статья «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!».  

 

 

 

 

Карта сайта

 


 

                      


 

 

 Полезные ссылки