Могилевский государственный профессиональный лицей №1 - официальный сайт

 

Страница СППС

 

 

Научиться законам жизни – значит, испытать целый ряд унижений,

всё равно как обучаться катанию на коньках.

Единственный выход – смеяться над собой вместе с зеваками.

Б.Шоу

 

 

 

Когда нужно идти к психологу?

 

 - К психологу нужно идти, когда вы чувствуете, что ваши  внутренние проблемы мешают вам полноценно жить, когда вы чувствуете, что вам тяжело, когда вы страдаете, когда вы не можете и не мыслите сказать о своей проблеме ни одному, даже самому близкому человеку.

 

 - К психологу нужно идти, когда вы видите проблемы ваших близких, тех кого вы любите и кому хотите или должны помочь…

 

 - К психологу нужно идти в любой трудный для вас жизненный период, идти, чтобы восстановить ту легкость, которая была когда-то в вас и которую вы потеряли.

 

 - К психологу нужно идти, чтобы обрести веру в себя, очиститься от всего ненужного вам, чтобы вновь наслаждаться жизнью в гармонии души и тела.

 

        

Служба СППС МГПЛ №1:

 

Павлюченко Янина Алексеевна - педагог социальный,

Михаленко Снежана Викторовна - педагог-психолог

 

 71-98-59

 


 

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Социально-педагогической отдел ГУДО «Многопрофильный центр

по работе с детьми и молодежью «Юность» г.Могилева»

76-70-10  по будням 08.00 -  17.00

 

ГУО «Могилевский городской социально-педагогический центр»

Отдел психолого-педагогической, социально-правовой консультации и социальной реабилитации  

25-57-17   по будням 08.00 -  20.00

«Горячая линия» 72-25-50  по будням 08.00 -  20.00,  суббота 09.00 -  13.00

 

«Белорусский фонд SOS – ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ» Социальный кризисный центр для женщин

"Горячая линия"  23-40-89; +375-44-561-82-57                             

Телефон горячей линии по вопросам насилия  +375-44-7-607-603      Круглосуточно                        

 

УЗ "Могилёвская областная психиатрическая больница"

Экстренная психологическая помощь

"Телефон доверия" 47-31-61   Круглосуточно

 

УЗ "Могилёвский областной наркологический диспансер"

"Горячая линия": 75-07-25   Круглосуточно

 

Кризисная комната для лиц, перенесших насилие Ленинского района г.Могилева

22-69-25   Круглосуточно

 

Кризисная комната для лиц, перенесших насилие Октябрьского района г.Могилева

71-88-02  Круглосуточно

 

Общенациональная Детская линия Помощи

8-801-10-01-611

 

 

 
 

 

 

Памятка «Темперамент педагога и профессиональная деятельность»

 

Педагоги должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе.

 

Педагог – холерик. Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряет при встрече с трудностями, упорен в их преодолении.

Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость.

Среди хороших педагогов немало холериков. Однако в профессионально – педагогической деятельности педагогам – холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности педагога.

 

Педагог – сангвиник. Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности.

Отрицательные черты: непостоянство в поведении, легкомысленность, поверхность, дилетантизм; нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность, - порой становятся значительным недостатком в осуществлении педагогической деятельности. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы и её результаты.

Сангвинический темперамент создает хорошие условия для работы педагога, однако педагог–сангвиник должен помнить о своей впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не раздражали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

 

Педагог – флегматик.  Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для педагога.

Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.

Для педагогической деятельности флегматический темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план урока, методы его проведения, что бы учащимся было интерсно. Медленность, вялость, педагога флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачивание педагогической техники. При этом действия педагога становятся быстрыми и оперативными.

 

Педагог - меланхолик. Положительные черты: мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика.

Отрицательные черты: очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью; требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе, трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности.  Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появление неврозов, росту неудовлетворенности педагогической профессией.

Меланхолический темперамент в педагогической работе оценивается как возможный, но нежелательный. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим.

 

Педагогам необходимо и очень важно знать особенности своего темперамента и учитывать их проявление в педагогической деятельности – опираться на положительные черты, использовать свои сильные стороны и сдерживать, тормозить отрицательные, преодолевать негативные стороны темперамента. Учитывая свой тип темперамента можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

 


 

Правила педагогического общения

 

Формирование чувства «Мы»

        

Чувство «Мы», достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы.

Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся.

Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между преподавателем и учениками:

 

*барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не понятно, по каким причинам. Следует установить следующие мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

 

*барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

 

*барьер «боязни» контакта с учащимися.

Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися.

 

Терминологический.

Общаясь с учащимися, педагог должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений. Барьер отношений - возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

 

Для преодоления психологических барьеров нужно:

 

1. Постараться как бы «остановиться - оглянутся» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении.

2. В процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.).

3. Обязательное установление личностного контакта с детьми.

Людей всегда волнует их личность – отношение к ней, понимание, уважение и т.п. Учащийся, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащимися весьма устанавливать личный контакт.

4. Демонстрация собственной расположенности.

Она проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по дружески,  авторитетно и т. д.). Как экспрессивно окрашиваются  наши движения (сдержано, пренебрежительно, суетливо и т. д.).

5. Постоянное проявление интересам к своим чувствам.

В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.

6. Оказание и просьба помощи.

Во всякой деятельности учащихсяч нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения.       

 

Требования к организации эффективного взаимодействия педагога с учащимся

 

1. Необходимо научится видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.       

2. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащихся. Необходимо так вести себя с учащимися, чтобы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.   

3. Давать понять учащемуся, что педагог, как и любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойства, огорчения, обида. При этом  эти состояния необязательно могут быть связаны с учащимися.       

4. Учиться, не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить ему иметь свое мнение, свои пристрастия, ценности и особенности.   

5. Обладать, способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащимся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, даже если этот учащейся доставляет огорчения и вызывает чувство досады.    

6. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех его проявлениях.  

7. Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность.

 


 

Правила педагогического такта (рекомендации педагогам)

 

Существует немало приемов, пользуясь которыми, педагог, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:

 

Воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формирования чувства уважения к педагогу;

 

Никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;

 

Педагогу не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;

 

Нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;

 

Обида не должна быть долговременной и мелкой;

 

Никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;

 

Ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше педагог подчеркивает свое превосходство перед учащимся, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;

 

Если педагог чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником. Он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;

 

Педагог никогда не должен «одергивать» своего учащегося, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;

 

Никогда не следует напоминать учащемуся о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;

 

Целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;

 

Всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;

 

В работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;

 

Педагогу всегда следует разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.

 


 

Советы по взаимодействию с подростками,

которые успешно используются в профессиональной практике.

 

 

Позитивный настрой. Любое взаимодействие с подростком начинайте с себя. Если вами овладевают гнев, злость, раздражение, необходимо привести себя в равновесие (глубокий вдох — выдох, переключение внимания, напевание лёгкой мелодии и т. д.). Вспомните положительные качества подростка.

 

Доверие. Установите доверительные отношения с подростком. Он будет молчать, вести себя агрессивно, лгать, пока не почувствует, что вам можно доверять.

 

Субъективное отношение. Помогайте подростку только тогда, когда он действительно в этом нуждается и готов принять помощь.

 

Последовательность действии и поступков. Вы никогда не достигнете желаемых результатов, если будете менять свою позицию или если ваши заявления не будут соответствовать поступкам.

 

Поощрение. Поддерживайте самые минимальные изменения в поведении или учебной деятельности подростка. И не просто их выделяйте, а цените.

 

Компромисс и гибкость. Если вы добились существенных изменений в поведении подростка, то не загоняйте его в угол из-за хороших побуждении, дайте ему возможность привыкнуть к своему новому «я». Используйте различные стратегии и тактики работы и взаимодействия с подростком. Ведь выбор формы и содержания работы зависит от конкретного случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Как избежать конфликтов с собственным ребёнком?

 

1.    Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос  и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из – под вашей опеки.

 

2.    Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь категорических оценок и суждений. Помните: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

 

3.    Идите на компромисс. Если ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

 

4.    Уступает тот, кто умнее. Костёр ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто – то  должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

 

5.    Не надо обижать. Прекращая ссору. Не стремитесь сделать ребёнку больно с помощью язвительных замечаний или хлопаньями дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

 

6.    Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

 


 

КОНФЛИКТЫ С ДЕТЬМИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным: 
·   проблемам физического плана, связанные со здоровьем; 
·  проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство и т.д.); 
·   проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).


    Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению.

 Это – умение:


·   отстаивать свою позицию открыто, "лицом к лицу”; 
·   оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; 
·   сохранить личностные отношения всех участников конфликта. 

 

    Причины конфликтов родителей с подростками

 

Подростки в конфликте: 
·    кризис переходного возраста; 
·    стремление к самостоятельности и самоопределению; 
·    требование большей автономии во всем – от одежды до помещения; 
·    привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; 
·    бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми. 

 

Родители в конфликте: 
·    нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; 
·    боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы; 
·    проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте; 
·    борьба за собственную власть и авторитетность; 
·    отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; 
·    не подтверждение родительских ожиданий.

 


 

    Памятка для родителей

 

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! 


1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен. 
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты. 
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. 
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас. 

 


 

Памятка для родителей!!!

 

Социальные группы не так безопасны, как Вам это кажется!

Контролируйте Ваших детей, проверяйте их мобильные телефоны, планшеты и т.д. Интересуйтесь, в каких социальных сетях есть их странички, а так же в каких социальных группах они состоят.

 

На что следует обратить внимание

 

1. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Проследите, спит ли ваш ребенок в ранние утренние часы.

2. Рисует китов, бабочек, единорогов.

3. Состоит в группах, содержащих названия: "Синий кит", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихий дом" и т.д.

4. Закрыт доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре".

 

ОПАСНО, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

 

5. Переписывается в мессенджерах (Viber, WhatsApp) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

 

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ хештеги:

#f53 #f57 #f58 #d28 #синий кит #тихий дом # хочу в игру.

 

Уважаемые родители, уделяйте своим детям больше времени. Вызывайте их на откровенные разговоры, распрашивайте их о проблемах, учебе, интересуйтесь их кругом общения. Поддерживайте постоянную связь с руководителями группы!!!

 


 

Советы родителям:

                

·         Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

·         Если ребенок живет во вражде, он учится – быть агрессивным.

·         Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

·         Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством   вины.

·         Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

·         Если ребенка хвалят – он учится быть благодарным.

·         Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

·         Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

·         Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

·         Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

 

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

 

  

Статья 27. Возраст, с которого наступает

уголовная ответственность

 

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

 

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения (кодекс РБ об административных правонарушениях):

 

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, либо потребление в общественном месте наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо потребление в общественном месте аналогов наркотических средств или психотропных веществ – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

 

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (уголовный кодекс РБ):

 

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 и 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, а равно сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ на территории учреждения образования, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых или иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

 


 

ИСПОЛЬЗУЙ ИНТЕРНЕТ БЕЗОПАСНО, ЗАЩИТИ СЕБЯ

 

Советы по безопасности детей и молодежи при общении в интернете:

 

• Держи свою личность в секрете – не раскрывай личную информацию, например, номера телефонов, адрес лицея, твой возраст и места, где ты часто бываешь.

• Как и в реальном мире, в интернете есть люди, способные нанести вред – будь осторожен и не позволяй себя обмануть! Они могут использовать фальшивые личные данные, чтобы попытаться войти к тебе в доверие.

• Люди со злыми умыслами используют интернет для эксплуатации детей и молодежи.

• Соблюдай осторожность при обмене фотографиями или использовании вебкамеры.

• Помни, существует серьезная опасность при реальной встрече с людьми, с которыми ты знакомишься в интернете.

• Соблюдай осторожность при выборе собеседника и выбирай внимательно тех, кого хочешь добавить в друзья.

• Ты можешь получать неприятные письма или сообщения, когда находишься в интернете.

• Игнорируй эти сообщения.

• Не пользуйся интернетом для использования других людей или насилия и жестокого обращения с другими людьми.

• Если ты находишь на вебсайте что-то, что тебе не нравится, скажи об этом взрослому, которому доверяешь.

 


 

 

 


 

Уголовная ответственность за размещение порнографических материалов

 

В современном мире многие сферы жизнедеятельности человека невозможно представить без компьютерных технологий. В настоящее время общение людей зачастую происходит посредством мобильного телефона или сети Интернет. С их помощью мы всегда на связи. Бывает и так, что хочется поделиться с друзьями, одноклассниками или просто знакомыми какими-нибудь новыми картинками, фотографиями или видео, скачанными из Интернета. А теперь ответьте себе на вопрос: «Как часто я задумываюсь о том, какую картинку, фотографию или видео посылаю другому лицу и будет ли мне что-нибудь за это?». Думаю, что ответ не заставит себя долго ждать.

 

Вместе с тем, не всегда такие картинки, фотографии или видео столь безобидны, а их передача другому лицу – безнаказанна. Незнание закона не освобождает от ответственности.

 

К Вашему сведению, в Уголовном кодексе Республики Беларусь есть статья 343, которая предусматривает ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера, непристойных видео и фотографий.

 

Ответственность за совершение такого преступления наступает с шестнадцати лет, а за распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов – с восемнадцати лет. До 16 лет за действия несовершеннолетних несут ответственность их родители.

 

Согласно части 1 статьи 343 Уголовного кодекса РБ, лица, совершившие данное преступление, наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.

 

Те же действия, но совершенные, в том числе, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, наказываются только лишением свободы на срок от двух до четырех лет (часть 2 статьи 343 Уголовного кодекса РБ).

 

При наступлении ответственности по данной статье не имеет значение используются ли на личной страничке пользователей лишь ссылки на указанные видеоролики или изображения порнографического содержания с другого ресурса глобальной компьютерной сети Интернет, либо сами оригинальные файлы хранятся в памяти системного блока компьютера виновных лиц. Ответственность наступает в связи с тем, что любое лицо, пользующееся глобальной компьютерной сетью Интернет, может просмотреть видеоролики или изображения порнографического содержания на личных страничках пользователей виновных лиц.

 

Уважаемые учащиеся и их родители! Помните, что глобальная сеть Интернет является объектом пристального внимания сотрудников управлений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, они проводят постоянные мониторинги сетей и выявляют распространителей порнографии. Также информация о наличии в свободном доступе порнографических материалов или предметов порнографического характера, их передаче или получении может поступать от обычных граждан. Не совершайте ошибок, которых можно избежать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

“Настройте” настроение

 

У каждого из нас бывают скверные минуты. Мы бываем подавлены, расстроены, раздражены. Но ни в коем случае нельзя срывать свое дурное настроение на других, тем более что человеку, у которого плохое настроение, все кажется мрачным и искаженным. И человек становится придирчивым, несправедливым. Психологи отмечают, что заразиться плохим настроением легко. Уныние передается окружающим, которые находятся в непосредственном контакте с унылым человеком.

Люди, которые склонны к пессимистическим оценкам происходящего, встречаются реже, чем те, у которых жизнерадостность стоит на первом месте. Это — особенности характера. И каждому необходимо об этом помнить.

Пессимист постоянно тревожится по каждому пустяковому поводу, вспоминает прошедшие обиды, ворчит. Побороть это можно, только разобравшись в причинах своего настроения.

 

Совет № 1

Постарайтесь отграничивать существенное от несущественного, не застревайте на досадных мелочах, ищите хорошее.

 

Совет № 2

Постарайтесь научиться радоваться малым успехам, переключаться с плохого на хорошее.

Освобождение, даже краткое, от отрицательной эмоции заряжает наш организм новой энергией и дает возможность успешно противостоять плохому.

 

Совет № 3

Найдите маленький якорь спасения. У кого-то это спорт, у кого-то — стихи, у кого-то — прическа и т. д. Настроение влияет на внешность, а внешность — на настроение.

 

Совет № 4

Когда у вас плохое настроение, попробуйте улыбнуться. Расправьте плечи, пусть даже через силу, и вы почувствуете, как плохое настроение отступает.

 

Совет № 5

Постарайтесь выспаться — это дает возможность освободиться от отрицательных эмоций.

 

Совет № 6

Воспитывайте в себе положительный настрой. Относитесь к проблемам философски — это поможет вам избежать заболеваний, связанных с нервами.

 


 

Практические приемы снятия напряжения

 

 

Отвлекаясь от негативных мыслей, вы разрываете «круг напряжения». Через несколько минут позитивного  отвлечения, вы можете снова сосредоточиться на том, что вам следует делать. Кстати, в особо напряженных ситуациях (конфликты, заявление претензий, замечание от руководства) повторяйте мысленно два очевидных утверждения.

                                               

 

«Я понимаю»

 

 Объясняйте для себя причины возникшей проблемы. Если кто-либо вызывает раздражение своим поведением, напомните себе, что и вы можете вызывать у кого-то подобное чувство: «Я понимаю, что ничего особенного не происходит. Нужно просто…»  (закончите фразу сами).

                                                     

 

«Я могу»

 

Убеждайте себя в том, что всегда сможете найти выход из любой сложившейся ситуации: «Я могу в дальнейшем избежать подобных ситуаций, если... » (закончите фразу сами).

 


 

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

 

 

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

 

• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное  влияние  многих  событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

 

Для этого следует:

 

•  Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему».

• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

• Если  возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

• Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально,

• Признавать  за любым человеком право  на свободное проявление его  индивидуальности.  Каждый  проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других  людей,   не  стараться  переделать  партнера, подогнать его под себя.

 

Упражнение «Это я»

 

 Данный способ демонстрирует духовное родство с другими людьми, помогает развить в себе человечность. Наблюдая за другим человеком, обратите особое внимание на те черты его характера, в которых вы с ним похожи. Когда кто-то сделает нечто такое, что вам не нравится, напомните себе, что и вы иногда делаете подобные вещи. Постоянно напоминая себе, что чужие ошибки не представляют собой ничего особенного, можно быстро и эффективно освободиться от напряжения.

 


 

СПОСОБЫ БЫСТРОГО СНЯТИЯ СТРЕССА

 

Негативные внешние факторы имеют особенность наслаиваться друг на друга, что, в конечном счете, может привести к серьезному стрессу. Поэтому необходимо время от времени снимать напряжение.

 

 Снизим темп. 

Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

 

Занимайтесь!

Сделайте пробежку, сходите в бассейн, тренажерный зал. Можно заменить комплекс упражнений прогулкой. Не зря слово «моцион» трактуется как прогулка для укрепления здоровья.

 

Дышим глубже

Медленно глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно. Выдохните через рот. Во время вдоха медленно считайте до 6-8 и до 8-12 во время выдоха.

 

Расслабьтесь

Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны. Аутотренинг, медитация – эти методики также способствуют релаксации.

 

Высыпайтесь

Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

 

Не вешать нос!

Счастье редко достигается, если рассматривать его как цель. Концентрируйте внимание и чувства на том, что вы делаете; получайте удовольствие от самой работы, а не от того, что она даст в будущем.

 

Помощь другу

Не концентрируйтесь на своих проблемах – есть много дел и людей, достойных вашего внимания и заботы. Помогите тому, кому хуже вас, и тогда ваши проблемы не будут казаться неразрешимыми.

 

Универсальный рецепт предложить трудно. Сколько людей, столько, наверное, и способов самозащиты от стрессов. Ищите и найдете. Только не замыкайтесь на своих жизненных тяготах, не давайте отчаянию, озлоблению овладеть вами.

 


 

Что нужно знать о суициде?

 

Суицидальное поведение представляет собой одну из основных проблем современного общества. В Республике Беларусь самоубийство занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. Конечно же, реальное количество суицидов подсчитать невозможно, поскольку не всегда известна истинная причина смерти. Порой близкие, друзья, знакомые не всегда вовремя могут распознать экстремальное состояние, казалось бы, во  вполне благополучном юном человеке.

 

На нашем сайте мы вместе попробуем разобраться, что такое суицид и суицидальная попытка. Попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, также узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса.

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Суициденты, как правило, психически здоровы. Они могут вести себя как «психи», однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Суицид — следствие не одной неприятности, а многих. Ты ведь слышал выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения»? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Самоубийство может совершить каждый. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома. На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, модные «тряпки». Но благополучие - вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют.

 

Друг может предотвратить самоубийство!

 

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: «Зачем ей было умирать?» или «Зачем ему было так поступать со своей семьей?», «Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?» Однако, столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Для того, чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

 
1. Нам нужно, чтобы нас любили;
2. нам нужно хорошо к себе относиться.

 

Потребность любви.  Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви — это:
• потребность быть любимым;
• потребность любить;
• потребность быть частью чего-то.
 

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, «невовлеченность». Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались погодя, теперь становятся для них неразрешимыми.
Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал — друг. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что
«тебя никто не любит», и вдруг ты начинаешь ощущать чью-то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают — и у тебя появляется проблеск надежды.

 

Помни!
Чтобы не говорил тебе твой друг о желании умереть, на самом деле смерти он не хочет. Он хочет помощи. Какие бы продуманные суицидальные планы не вынашивала твоя подруга, на самом деле умирать она не хочет. Она хочет, чтобы кто-то сказал ей, что жить не так уж и плохо. И этим «кто-то» можешь стать ты.

 

Как распознать признаки суицида?

 
Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Кто из подростков входит в группу риска»?


Вот кто находятся в зоне повышенного суицидального риска:
• депрессивные подростки,
  подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками,
• подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были     свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи,
• одаренные подростки,
• подростки с плохой успеваемостью в школе,
• беременные девочки,
• подростки, жертвы насилия.
 

Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Если тебе известны «предупреждающие знаки» суицида, если ты знаешь, какие группы подвергаются большему, а какие — меньшему суицидальному риску, ты можешь решить, к кому из твоих друзей следует отнестись с большей заботой, вниманием и пониманием. Ты также сможешь определить, кому из друзей понадобишься, если им будет угрожать опасность суицида.

Депрессия может подтолкнуть молодых людей к совершению суицидальной попытки, поскольку впавшие в депрессию подростки часто думают, что их несчастьям не будет конца.

 

 

Советы по сохранению психического здоровья подростков

 

Умейте на время отвлечься от забот и неприятностей!

 

Как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнёта тяжёлых мыслей, переключаясь на другие заботы.

Ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих.

Будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в мировую катастрофу.

Если окружающие доброжелательны к вам, они найдут возможность выразить вам сочувствие и оказать помощь.

Что бы ни случилось в жизни, помните: жизнь продолжается.

 

Гнев – плохой советчик и непригодный метод в работе и отношениях между людьми.

 

Никогда не доводите себя до гнева, сделайте паузу, вспомните мудрую мысль: «Гнев – орудие слабых».

Осмыслите всю ситуацию, которая привела к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше вины других.

Вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями.

Лучшая эмоциональная разрядка – физическая работа.

 

Имейте мужество уступить, если вы ошиблись.

 

Упрямство свидетельствует о незрелости человека.

Умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его точку зрения.

Будьте самокритичны: не считайте свое мнение всегда правильным, абсолютной истиной.

Все взгляды людей относительны, и в каждой точке зрения есть доля истины.

Помните французскую пословицу: «Если женщина не права – извинитесь перед ней».

Успехи не только приносят пользу для дела, но и вызывают уважение окружающих.

 

 

Будьте требовательны, прежде всего, к себе.

 

Не требуйте от других того, на что сами не способны.

Не ожидайте от других того, чего не можете дать сами.

Чрезмерность требований раздражает людей, ибо мера во всём  - основа мудрости.

Не стремитесь переделать всех на свой манер,.

Воспринимайте людей такими, какие они есть, или вообще не имейте с ними дела.

Старайтесь найти в человеке положительные черты и опирайтесь на эти качества  в отношении с ним.

 

Мы люди, а не боги.

 

Нельзя быть совершенством во всём: каждый из нас в чём-то силён, а в чём-то слаб.

Не думайте, что вы лучше (хуже) всех: цените себя и людей.

наши возможности и наши таланты ограничены, но они могут быть значительны и разнообразны.

В «разноцветии» качеств – ценность людей. Это надо видеть и ценить.

узнайте свои возможности и делайте то, к чему у вас есть призвание, остальное делайте в силу своих возможностей, но всегда максимально добросовестно, честно, усердно.

 

Не носите в себе своё горе и не копите неприятности.

 

Не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем.

Горе, как и счастье, надо делить с людьми: исповедь облегчает горе и усиливает радость человека.

Ищите человека, способного вас понять и разделить ваше горе.

Доброжелательных и рассудительных людей немало: они способны разделить горе и счастье.

Старайтесь быть участливыми и сочувствующими, добрыми и человечными, милосердными и мудрыми.

 

Примечание: данная информация более подробно представлена в книге Е.М. Вроно «Предотвращение самоубийства подростков».

 


 

Стресс и дистресс

 

Стресс — обязательный компонент жизни,— отмечал Селье. Стресс может не только пони­зить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необ­ходимый организму механизм преодоления неблагоприятных вне­шних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».)

 

Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;

дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

 

Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным вне­шним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость орга­низма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интен­сивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогия с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далеки от приятных, большинство из нас тут же стремится ее сбить любыми медикаментами. Однако со­временная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38°) температуру сбивать фармпрепаратами не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная сис­тема и организм пытается справиться с неполадками своими сила­ми. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем иммунной системе сделать свое дело, дав искусственный сигнал к свертыванию ее активности. По­этому применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она «зашкалила» за определенный предел. То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуаци­ей и силы его на исходе. Примерно такая картина и со стрессами.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротив­ления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.

Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего выше сказанного о стрессах, таковы:

 

• Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс — это «аромат и вкус жизни».

• Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

• Признание неотвратимости и функциональной полезности стрес­сов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь.

• Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуаци­ями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддает­ся нейтрализации.

• Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впослед­ствии заниматься лечением их последствий.

 

Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты.

 

  

Стресс такой, какой он есть

 

"Стресс – это не то, что с вами случилось,

 а то, как вы это воспринимаете."

                                                                                                            Г. Селье

 

 Уже никто не сомневается в том, что условия современной жизни представляют собой совокупность источников постоянного стресса. Жизнь каждого человека преисполнена множеством как физических, так и психосоциальных стресс-факторов: информационные нагрузки, дефицит времени, эмоциональные нагрузки в результате общения с большим количеством людей, конфликты и многое другое.

Современный человек должен знать о предпосылках и механизмах развития стресса, чтобы эффективно использовать потенциальные резервы организма для его профилактики и грамотного устранения последствий.

Стресс – специфическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма.

Реакции человека на стресс происходят в три фазы. Первая  - это тревога и мобилизация всех сил организма на выработку защитной реакции. Вторая – сопротивление вредному воздействию и победа над ним, а если победы нет, то наступает третья фаза – истощение сил, когда приспособительные возможности организма снижаются и резко возникает опасность заболевания.

 

Причины стресса:

 

Внутренние причины (причина в нас самих – конфликтность с самим собой и окружающими людьми):

-        завышенные требования к себе и другим;

-        многочисленные комплексы (неуверенность в себе);

-        неуважительное отношение к другим;

-        страхи;

-        обиды;

-        зависть;

-        эгоизм;

-        проблемы со здоровьем;

-        деструктивный образ жизни;

-        пессимизм, меланхолическое состояние;

-        ограниченность мышления;

-        узкое восприятие мира.

Внутренние причины зависят от нас, и мы можем на это повлиять.

 

Внешние причины:

-        смерть близких и дорогих людей;

-        переезд на другое место жительства;

-        конфликт со значимыми людьми;

-        развод;

-        тюремное заключение;

-        травма или болезнь близких;

-        увольнение с работы;

-        уход на пенсию;

-        беременность;

-        сексуальные проблемы;

-        изменение условий жизни;

-        переход на другую работу;

-        природные и социальные катаклизмы.

 

Профилактика стресса

 

Будьте внимательны к своим мыслям: они - начало поступков.

Лао-цзы

 

Коррекция своего сознания

-        Осознать себя (изучение сильных и слабых сторон своей личности, своих потребностей) и свою миссию (понимание своего предназначения и талантов).

-        Улучшать свои отношения с самим собой и другими.

-        Принимать другого без оценки и осуждения.

-        Мыслить позитивно и с радостью воспринимать каждый день.

-        Говорить меньше, меньше беспокоиться и больше делать.

-        Не бояться проявлять любовь.

-        Соблюдать умеренность во всем.

-        Отличать неудачи от катастроф, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов.

-        Принимать уроки жизни и извлекать опыт из негативных ситуаций.

-        Анализировать, что чаще всего раздражает вас и является стресс-фактором для вас.

 

Коррекция образа жизни

-        Изменить в своей жизни то, что хотелось бы.

-        Регулярно поддерживать физическую активность.

-        Освоить дыхательную гимнастику.

-        Обязательно общаться с приятными людьми или посещать те места, где вам хорошо.

-        Обсуждать с близкими свои проблемы.

-        Иметь хобби.

-        Исключить из жизни то, что вредит здоровью, душевному равновесию и препятствует личностному развитию.

 

Как организовать неделю так,  чтобы уменьшить стресс

 

-        Каждый день находите повод посмеяться. Почитайте, послушайте, расскажите что-нибудь смешное. Умейте посмеяться над собой.

-        Каждый день хвалите себя по нескольку раз. Не ждите признаний со стороны – вы главный ценитель своих достижений.

-        Каждый день признавайтесь в любви самому дорогому для вас человеку. Хотя бы раз в день говорите приятные слова своим близким. Начав это делать, вы скоро поймете, что это приносит двойную пользу – вам и близкому человеку.

-        Два – три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку «до пота». Полезно попотеть в бане. Подарите праздник телу: примите ванну с какими-нибудь приятными добавками, сделайте массаж и т.п.

-        Берегите время и никому не давайте расхищать его. Научитесь говорить «нет» в ответ на бесцеремонные просьбы.

-        Полдня в неделю проводите так, как вам нравится (побывайте там, где хочется, и пообщайтесь с тем, кто вам симпатичен).

Если вы находитесь в состоянии стресса, не бойтесь себе в этом признаться. Первичный этап самопомощи – самодиагностика. Следующий этап  - философско-позитивная эмоциональная самонастройка.

 

Тест «Как сильно ты подвержен стрессу?»

 

Прочитайте каждое из утверждений и обведите ответ, который больше всего соответствует вашему поведению и состоянию.

 

 

 

обычно

иногда

редко

Я легко раздражаюсь и обижаюсь.

3

2

1

Я терпеть не могу проигрывать.

3

2

1

Если кто-то нападает на меня и критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств.

3

2

1

Я страдаю от нетерпения, когда приходится стоять в очереди.

3

2

1

Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно.

3

2

1

Мне трудно обратиться за помощью, когда она мне требуется.

3

2

1

Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс.

3

2

1

Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю.

1

2

3

Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку.

3

2

1

Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

3

2

1

Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это.

3

2

1

Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них.

1

2

3

Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений.

1

2

3

Я нахожу себе время для ежедневных занятий физкультурой.

1

2

3

Я часто смеюсь и улыбаюсь.

1

2

3

Итого:

 

 

 

 

Теперь сложите свои ответы и посмотрите к какой группе вы относитесь:

1 группа – 15-25 баллов: вы слабо подвержены стрессу;

2 группа – 26-35 баллов: вы умеренно подвержены стрессу;

3 группа – 36-45 баллов: вы сильно подвержены стрессу.

 

И помните: стресс наш враг,  которого можно превратить в друга!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спайс (от англ. «spice» - специя, пряность) - разновидность травяной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы.

Синтетические вещества (или синтетический каннабис) в 5-6 раз вреднее натурального тетрагидроканнабинола, входящего в состав марихуаны.

 

В чём опасность курительных смесей «СПАЙС»

 

1. От употребления подобных курительных смесей страдает человеческая психика.  Воздействие на нее оказывается так же, как и при применении сильнодействующих наркотических веществ. При частом употреблении «спайса» появляются галлюцинации, тревога, рвота, чувство панического страха. Очень часто любители покурить «спайс» попадают в психиатрические лечебницы.

2. Страдает весь организм в целом: легкие, печень, мозг, и ряд других органов.

 

Воздействие на организм человека

 

Капилляры мозга, пытаясь не пропустить яд к «основному центру управления», резко сужаются. В результате кровь просто не может снабжать мозг кислородом. Как и любые другие клетки, клетки мозга, лишенные кислорода, погибают. Именно этот эффект и нравится подросткам: возникает ощущение легкости и беззаботности. Да, легкость наступает. Но стоит ли платить за несколько часов «счастья» своим мозгом? 

В ряде случаев употребление курительных смесей приводит к бесплодию. Поэтому следует всерьез задуматься, прежде чем впервые попробовать «спайс», и решить, что же является более важным: получить несколько часов сомнительного удовольствия или же в будущем иметь возможность создать нормальную семью.

В отличие от растительных препаратов, например, конопли, действие курительных миксов на человеческий организм в 5-10 раз сильнее. Практически сразу после их принятия наступают мощнейшие галлюцинации, которые могут привести к трагическим последствиям, например, возникнет желание броситься под колеса автомобиля или выпрыгнуть из окна 10-этажного дома. Уже зарегистрированы случаи со смертельным исходом.

Миксы для курения становятся первым шагом на пути перехода к более тяжелым наркотикам.

 

Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.

 

Последствия приема наркотиков

 

При приёме наркотиков возникает эйфория, тело становится как будто невесомым, исчезают временные и пространственные границы. Однако цена острых ощущений очень высока: человек быстро попадает в физическую и психологическую зависимость от принимаемых средств и приобретает толерантность (устойчивость к воздействию), вынуждающую постоянно повышать дозу. Передозировка же нередко приводит к угнетению дыхательного центра и смерти от остановки дыхания.

Помимо сильнейшей тяги к употреблению наркотика, будь то алкоголь или наркотики в общепринятом понимании этого слова, у человека возникают и другие серьезные проблемы:

 

·  непосредственное изменение психики, вызванным наркотиком во время его действия (опьянение, галлюцинации);

·  вред, наносимый собственно веществом (цирроз при алкоголизме) или процессом его употребления (гепатит у внутривенных потребителей наркотиков);

·  абстиненция (ломка, похмелье), в том числе с делирием (белая горячка);

·  психические расстройства, отличные от обычного эффекта (различные мании);

·  разрушение психики под воздействием наркотика (слабоумие, амнезия);

·  повреждения, вызванные нарушением инстинкта самосохранения, координации движений и т.п. под воздействием наркотика (отморожения у алкоголиков, падения с окон из-за появления мнимой способности к полёту у потребителей ряда галлюциногенов или стимуляторов).

 

Кроме того, регулярный прием наркотиков ведет к нарушению координации движений, судорогам, а иногда у хронических наркоманов (особенно при злоупотреблении опиатами) развивается грозное заболевание - болезнь Паркинсона, поскольку под действием героина разрушается определенный участок головного мозга - черное вещество (substantia nigra), что вызывает и развитие паркинсонизма.

Наркоманом в той или иной степени может стать практически любой человек - жизнь непредсказуема, однако существуют люди, более склонные, чем другие, к наркозависимости. Человек, ставший наркоманом, довольно быстро проходит все стадии деградации (распада) личности, и в скором времени становится проклятием для своей семьи, своих близких и  обузой для окружающих.

 

На начальной стадии злоупотребления, пока еще не развилась толерантность, то есть когда нет потребности в ежедневном увеличении дозы, последствия и симптомы наркомании могут быть самыми разными: от очень слабых, например легкого зуда и периодической сонливости, до проявления ярко выраженных симптомов угнетения высшей нервной деятельности - падения артериального давления, затруднения дыхания, отека легких, летаргического состояния (вплоть до смертельного исхода).

Наиболее характерными признаками острого отравления опиатами является потеря сознания, рвота, сильный кожный зуд, а также сужение зрачков - до размеров булавочной головки.

Специфичен и внешний вид многолетнего наркомана, у которого развились повреждения внутренних органов, прежде всего - печени. Он чаще всего истощен, кожа у него дряблая, с сероватым оттенком, под глазами - темные круги, белки глаз - желтые. Он производит впечатление тяжело больного человека.

После приема наркотика зрачки глаз наркомана максимально сужаются, но при абстинентом кризисе зрачки сильно расширены. На внутренней стороне локтевого сгиба, вдоль видимых под кожей набухших и воспаленных вен можно заметить многочисленные шрамы от уколов иглой. Лица, колющиеся по нескольку раз в день, имеют в таком же состоянии вены на тыльной стороне ладони. Чтобы скрыть эти следы, опиоманы часто, даже летом, носят рубашки с длинными рукавами, а во время абстинентного кризиса в любое время суток прячут глаза за темными очками.

У наркоманов, длительное время употребляющих опиаты, желтеют зубы, которые потом быстро портятся и выпадают. Так как опиаты снимают болевые ощущения, наркоман не чувствует боли. В то же время при абстинентном кризисе зубная боль может стать важным симптомом.

Некоторые наркоманы зубную боль пытаются объяснить как признак абстинентного кризиса и во время лечения постоянно требуют обезболивающих средств, что с медицинской точки зрения не имеет под собой реального основания - при недостатке опиатов зубы у них болят потому, что они испорчены, а вовсе не по причине абстинентного кризиса.

Одним из наиболее часто встречающихся и одновременно наиболее опасных осложнений опиомании является гепатит. Это повреждение печени встречается у наркоманов, которые вводят опиум или его производные внутривенно, и на жаргоне наркоманов носит название «хиппи-гепатит». Такое название закрепилось за этим заболеванием потому, что оно часто встречалось среди хиппи, употребляющих наркотики и при этом питающихся недостаточно, неполноценно и нерегулярно.

 

 За незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1,2 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.

 

ч. 1 ст. 328

Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 

ч. 2 ст. 328

Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

ч. 3. ст. 328

Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

 

 
 

 

 

Карта сайта

 


 

                      


 

 

 Полезные ссылки